Дизайн-проектирование, изготовление и облицовка каминов и каминных порталов

Лирика

Пожалуй, кроме камня, ни один строительный материал не заслуживает столь серьезного и долгого разговора. В основном, по двум причинам:
1. потому, что, собственно, с камня когда-то и началась архитектура
2. и потому, что никакой другой материал не переживал в своей истории такого числа взлетов и падений, триумфов и драм.

Многие тысячелетия камень существовал лишь как конструкционный материал, и только в середине века мрамор стал использоваться в отделке интерьеров. Традиционно пальма первенства в этом деле принадлежала итальянским мастерам. Ведь, с геологической точки зрения Апуанские Альпы, где находится знаменитый карьер Микеланджело, - это сплошной массив мраморов (более 20 цветовых и структурных разновидностей), а с историко-географической – это север Тосканы, провинции, объединившей такие города, как Пиза, Лукка, Сиена, и, наконец, Флоренция. Кажется, сам Бог дал в руки архитекторам Возрождения прекрасный материал. Итальянская школа создала классический мраморный интерьер с его декоративными колоннами и медальонами, ажурными лестницами с балюстрадами, полами «тоццето», «в шашку» или сплошным массивом, витыми каминами и вообще большим количеством резного каменного декора, выполненного вручную. Эти каноны оставались незыблемыми многие столетия.

Однако то, что было хорошо в «добрые старые времена», в современный (особенно послевоенный) интерьер вписывалось с трудом. Новая эпоха домостроения потребовала более дешевых и технологичных заменителей: и они нашлись в виде керамики, различных изделий из стекловолокна, ПВХ и другое. Дерево и камень начали исчезать из интерьеров, что объяснялось отчасти модой, отчасти простотой применения искусственных материалов.

Но когда поднялись пресловутые монстры из «стекла и бетона» с выверенными до совершенства параметрами «затраты/эффективность», стало ясно, что жить в них как-то неуютно. Захотелось сделать их живыми. Так родилась новая ветвь в «каменной» архитектуре – американский постмодернизм 60-х. Сегодня по его рецептам проектируются и строятся практически все небоскребы в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Один из его принципов состоит в том, что, экономя на конструкционных этапах строительства, делая их все более технологичными, архитекторы не жалеют средств, вкладываемых в создание интерьера, то есть собственно среды обитания человека.

Именно камень внес неповторимое разнообразие в стандартное строительство и сделал знаменитыми «каменных кутюрье» зданий AT&T Corporation (Филип Джонсон и Джон Бэрджи), Humana Building в Луисвилле (Майкл Грейвз), World Financial Center и Carnegie Hall Tower (Сезар Пелли), One Liberty Place в Филадельфии (Хельмут Джан) и так далее. Буквально за десятилетие камнеобработка превратилась из кустарного промысла в мощную индустрию. Древний материал вновь стал вполне конкурентоспособным по цене в сравнении со всеми суррогатами и заменителями - мраморная облицовка ванной или гранитный «топ» на кухне теперь доступны среднему классу.

Кроме того, благодаря «технологическому прорыву», у современного архитектора появилось множество самых разных возможностей применения камня. В зависимости от желаний клиента, каменный интерьер может быть массивным или почти воздушным, холодным или уютно-тёплым, вызывающе-роскошным или скромным, тёмным или светлым, зеркально блестящим и приглушённо-матовым, а то и с «светопоглощающей» рельефной фактурой.

Приступая к работе над каменным интерьером (экстерьером) дизайнер прежде всего должен понимать, что имеет дело с природным материалом. И в этом его плюсы и его минусы. Всё очень просто: надо использовать плюсы, нейтрализуя минусы. Коварство камня заключается в том, что его прелести видны невооружённым глазом и очень соблазнительны: это цвет, структура, венный рисунок, наконец, само природное происхождение (мы уже порядком устали от синтетики и подделок).

Что же касается многочисленных проблем, то они, как правило, на первый взгляд не заметны, и таятся чаще всего в физико-механических характеристиках и таких понятиях, как доступность материала, его вариативность, степень однородности поставляемой партии, совместимость различных сортов между собой и с другими материалами - эти вещи необходимо знать, чтобы управлять ими.
 

О природном происхождении камня
Природа создаёт настолько неповторимые рисунки и оттенки, что каждое изделие из камня, каждая облицованная камнем поверхность обречена на уникальность. Но в неповторимости таится не только прелесть выбора из бесчисленного множества вариантов. Камень надо принимать таким, каков он есть, и не требовать абсолютной похожести одной мраморной или гранитной плиты на другую - природа не пользуется шаблоном. Намного интереснее постараться использовать эту богатейшую палитру - c точки зрения колористики ей нет равных. (Не случайно экспансия керамики и многих других искусственных покрытий - ламинированных панелей, плёнок - происходила на внешнем подражании каменным фактурам).

Направление вены (тёмных и светлых полос), наличие различных включений - умение работать с этими свойствами камня позволяет достаточно простыми приёмами добиваться ошеломляющих эстетических эффектов. Из арсенала итальянского класси-ческого мраморного декора пришёл приём macchia aperta («открытое пятно») на мраморах с ярко выраженной венной фактурой. Суть приёма заключается в том, что большие плиты (слябы), полученные из одного блока, полируют с разных сторон и затем укладывают так, чтобы рисунок вены создавал симметричную картину.

Иногда природа делает просто потрясающие подарки. Например, мрамор типа Rosso Verona или Marrone Fossile, где на срезах можно увидеть отпечатки древних моллюсков. Такие камни хочется разглядывать часами.

Всегда очень эффектным считалось использование одного типа камня на большой площади -даже при самом неоднородном материале можно создать впечатление монолитной каменной поверхности, подобрав плиты, совместимые по узору и оттенку. И тогда, например, в ванной комнате, облицованной светлым мрамором (белым Bianco Carrara или розовым Portogallo), столешница и полочки из того же камня будут смотреться, как продолжение стены.

Однако в современном дизайне чаще встречаются интерьеры на основе совмещения разных цветов в разных камнях - как противовес более традиционным «монокаменным» интерьерам. Многие сочетания уже стали классикой: например, мрамора Rosso Verona - Botticino (охристо-красный с телесно-бежевым); Bianco Carrara или Statuario - Nero Marquina (белый с чёрным); аналогичны им сочетания цветов гранитов Balmoral Red - Rosa Porrino. Black Zimbabwe - Bianco Cristal. Впрочем, простор для творчества здесь огромен, и труды западных архитекторов поражают самыми авангардными решениями.

Но если в колористике строгих канонов нет, то в сфере «невидимых минусов» правила гораздо жёстче: во-первых, сочетаемые камни должны иметь схожие механические характеристики, во-вторых, следует избегать соединения мрамор - гранит (на полах это требование категорическое). Стоит также учитывать назначение помещения. Не всякий камень, великолепно показавший себя в частной квартире, подходит для супермаркета с большим потоком посетителей. При несоблюдении этих законов впоследствии МОГУТ возникнуть серьёзные проблемы.

...Московский Цирк на Цветном бульваре. Все лестницы выполнены из чёрного Агурского мрамора. Материал столь же красивый, сколь и нестойкий. В результате ступени пришлось полностью реставрировать. В дальнейшем затраты на их эксплуатацию будут расти. Кстати, фасады, облицованные этим мрамором, также очень быстро тускнеют, в чём можно убедиться на примере облицовки здания Театра Сатиры. В последнее время в Москве многие фасады стали облицовывать дорогими импортными цветными мраморами, которые за один-два сезона попросту выгорают и теряют первозданный цвет...

Натуральный камень стоек к температурным воздействиям и влаге. Красивые кухни со столешницами (так называемыми «топами») из натурального камня - уже не новость. Но и здесь существуют свои тонкости. Классический материал для столешницы в ванной - мрамор (влага ему не страшна, но полировка на мраморе боится кислот), для кухонного топа - гранит (см. программу «Смак» Андрея Макаревича). Однако многие заказывают мрамор на кухню. Причём чаще всего за этим стоит просто оговорка клиента. Но иногда переубедить не удаётся. И после первого же жирного пятна или пролитой чашки кофе клиент разочарован: с ламинатом спокойнее...

И ещё раз о природном происхождении камня. Его микропористая, «живая» поверхность прекрасно «дышит» - например, нет лучшего материала для полов с внутренним подогревом. Но, как всякий природный материал, он требует специального заботливого ухода - тогда надолго сохраняются все тонкости замысла архитектора. Никого же не удивляет необходимость натирать хороший паркет специальными мастиками, а не мыть водопроводной водой. Специальные средства (очищающие и защищающие от влаги и вредных воздействий окружающей среды) существуют и для камня. Только они ещё проще в применении: для обычного регулярного ухода достаточно добавить немного такого состава в воду.

Но довольно о проблемах - всё-таки, достоинств у природного камня намного больше. Именно он может придать интерьеру неповторимость и «основательность», а его хозяевам - чувство надёжности и уверенности в завтрашнем дне. Не говоря уже об архитекторах или дизайнерах: природный камень «сделает имя» любому из них. Правда, потребовав взамен частичку души...

В самом этом материале сокрыта бездна возможностей: сочетание различных способов обработки камня позволяет играть на рельефном, цветовом. структурном контрасте. Скажем, совмещение в одном интерьере полированного гранита и такого же гранита, но шлифованного (матового) или обработанного огнём даёт удивительное ощущение «глубины».

Последний «писк» в мраморном дизайне - искусственно «состаренный» камень, «антика». Поверхность, выложенная таким мрамором, кажется отшлифованной веками. Впрочем, антикой не только облицовывают поверхности, из неё делают различные клеёные бордюры, розетки и мозаичные ковры. Она великолепно вписывается в интерьер жилого дома и прекрасно сочетается с деревом (мраморный «коврик» в паркете при-даст несомненную «изюминку» гостиной или каминному залу), керами-кой типа «терракота» и, само собой, с полированным мрамором.

Принятие решения о фактуре обработки камня - полированной, огневой, пескоструйной, колотой, шлифованной, пилёной - безусловно, зависит от его структуры. Если это гранит, то решают дело цвет и зернистость. В работе с мрамором «степеней свободы» меньше: полированный, неполированный, «антика» - важно не «насиловать» материал. Например, можно залить открытые каверны на травертине специальным составом и отполировать до зеркального блеска, но лучше воспринимать их как естественное состояние материала, как дырки на хорошем сыре.

Осмысление всех возможностей применения природного камня в современной российской архитектуре займёт, наверное, ещё какое-то время и потребует знаний, немалых усилий и, конечно, желания. Но зато вряд ли какой другой материал будет таким же благодарным в ответ на Ваши старания. Камень стоит дорого во всех смыслах - но он того стоит.

 

НОВОСТИ

... ....

Warning: session_write_close() [function.session-write-close]: write failed: Disk quota exceeded (122) in /var/www/u6539499/data/www/granitsk.ru/libraries/joomla/session/session.php on line 681

Warning: session_write_close() [function.session-write-close]: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/u6539499/data/bin-tmp/) in /var/www/u6539499/data/www/granitsk.ru/libraries/joomla/session/session.php on line 681